«Историографическая революция» в Китае первой трети ХХ века

Слева — Гу Цзе-ган (фото второй пол. 1930-х гг.), справа — Чжан Бин-линь.

Уважаемые коллеги! Представляем вам свежую статью доктора исторических наук, профессора Д.Е. Мартынова «Чжан Бин-линь, Гу Цзе-ган и “историографическая революция” » первой трети ХХ в. в Китае.

Автор рассматривает методологические системы двух мыслителей-радикалов, представлявших два поколения: Чжан Бин-линя (1869–1936) и Гу Цзе-гана (1893– 1980). Оба получили традиционное конфуцианское образование, которое определило направление научного поиска, а также амбивалентное отношение к традиционной китайской культуре и историческому знанию.

Исследователь показал, что мышление Чжан Бин-линя имело сильную политическую и националистическую обусловленность, в сочетании с восприятием новейших течений Kulturgeschichte через японские переводы и труды японских историков. Восприятие важных положений ранкеанского позитивизма, в частности, акцент на источниковедческую критику (Quellenkritik), хорошо коррелировало с неоконфуцианским “доказательным изучением” (каочжэн). Признавая объективность времени и существование законов истории, Чжан Бин-линь отвергал моральные оценки традиционной конфуцианской историографии, он также впервые противопоставил мифологию и историческую истину.

Гу Цзе-ган стремился к феноменологической реконструкции менталитета и восприятия истории на очередном этапе исторического развития. Но ему так и не удалось выйти за пределы прагматического использования сведений мифологии для доказательств правоты выдвинутых гипотез.

Выходные данные статьи:

Мартынов Д.Е. Чжан Бин-Линь, Гу Цзе-Ган и “историографическая революция” // Диалог со временем. 2021. Вып. 74. С. 156-168.

Короткая ссылка: https://roii.ru/r/1/74.12

Полный текст статьи доступен на сайте журнала «Диалог со временем» по ссылке.

Приятного чтения!


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *